Песочная терапия – относительно новый (для нашей страны), но уже отлично зарекомендовавший себя метод. Принцип «терапии песком» предложил основатель аналитической терапии Карл Густав Юнг. По легенде, идея пришла к нему на берегу озера, где после ссоры со своим учителем Зигмундом Фрейдом молодой аналитик долго сидел, пропуская песок между пальцев - пока не заметил с удивлением, что вся злость и раздражение буквально «ушли в песок», а вместо них пришло понимание того, как разрешить конфликт.
Другой источник происхождения метода – использование песка в играх с больными и психологически неблагополучными детьми, которые проводила в 1930-е гг. детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд. Она, в свою очередь, вдохновилась книгой всемирно известного фантаста Герберта Уэллса «Игры на полу». В ней он описывает, как его маленькие сыновья, играя с фигурками, помогали себе справляться с трудностями в общении друг с другом и с остальными членами семьи. Именно благодаря книге Ловенфельд поставила на полки своего кабинета миниатюрные фигурки – и первый же ребёнок, увидевший их, перенёс фигурки в песочницу, стоящую рядом. Позднее Маргарет добавила к подносу с песком ещё один – с водой. Поскольку дети называли процесс игры «строить мир», то Ловенфельд впоследствии окрестила свою методику «техника построения мира».
Спектр проблем, которые способна решать песочная терапия, огромен. Это и проблемы детско-родительских и супружеских отношений, и организационные конфликты, и раскрытие творческих способностей человека, и проблемы в бизнесе. В песочнице можно смоделировать различные варианты будущего, когда нужно принять важное решение. Недаром в древности полководцы зачастую проигрывали предстоящие сражения в песке. Но песочная терапия тем и замечательна, что может использоваться не только в качестве «лекарства», т.е. для работы с выраженным запросом, но и в качестве «общеукрепляющего» - как метод психологического оздоровления человека.
Какие же аспекты песочной терапии способствуют исцелению? Прежде всего, это сама природа материала, с которым мы работаем: дерево и песок. Неслучайно песочница изготавливается не из железа и не из пластмассы: природные свойства дерева усиливают эффект работы с подсознанием. Поэтому снаружи песочницы - естественной расцветки, а синее дно и голубые стенки внутри символизируют две природные стихии: водную и небесную. Раскапывая песок, ребёнок может создавать реки, озёра и моря, строить горы. Для взрослых дополнительная польза контакта с песком в том, что он расслабляет и возвращает в детство; доверьтесь рукам, и они покажут вам то, что скрывает разум.
Далее, неслучайно игры в песочнице зовутся проективными: выстроенный в подносе мир – это проекция нашего внутреннего «Я», нашего бессознательного, своего рода – ландшафт нашей души. На словах человек может быть спокойным, благополучным, весёлым, но песочный мир наглядно покажет все его страхи, тревоги, подавленные эмоции и нереализованные желания. А для детей, словарный запас которых пока ещё невелик, диагностическая функция песочной терапии бесценна. Особенно полезны игры в песке для тех деток, у которых существуют логопедические проблемы, порождающие напряжение из-за того, что ребёнок не может выразить всё то, что хотелось бы. Очень ценное свойство сеансов песочной терапии - возможность побыть в психологически безопасном пространстве, что означает быть принятым таким, какой ты есть, возможность без опасений озвучивать все свои мысли и чувства, выплеснуть подавленные эмоции. В атмосфере безусловного принятия игра помогает проработать любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию, открыть источники внутренней силы, понять свои желания, разобраться с воспоминаниями, - в общем, раскрыть свой внутренний мир. Совместная работа детей помогает приобрести опыт взаимодействия в коллективе, научиться уважать внутренний мир других – и иногда отстаивать свой, а игры с родителями призваны улучшить семейные взаимоотношения и проработать проблемы в семье, влияющие на всех её членов.