Задание 1 - "изготовление аппликации". Назначение задания: диагностика умений детей анализиро- вать условия предьявленной в данном случае, практического ха- рактера: планировать ход ее решения, выбирать адекватные дей- ствия, критически оценивать полученный результат. Организация работы. Ученику дают белый лист бумаги с изображением контура лодочки с парусом и цветные геометричес- кие фигуры (4 квадрата - 2 см х 2 см., 4 прямоугольных равно- бедренных треугольника с катетом в 2 см, все одного цвета). Работа состоит из двух частей: 1 часть - выполнение за- дания, II часть - оценка учеником выполненого задания и, в случае необходимости, переделка работы - изготовление новой апликации. Инструкция к I части работы: "Перед тобой контур како- го-то предмета. Как ты думаешь, что это такое ?". Ребенок: "Лодочка". "Надо эту лодочку раскрасить, но не карандашом, а с помощью этих (показывает) геометрических фигур. Фигуры надо уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы изображения". Инструкция ко II части работы: "Посмотри внимательно на свою лодочку. Нравиться она тебе? Красивая получилась? Все ли ты сделал правильно?". Если ученик сам незамечает допущенных ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за очерта- ние контура), учитель указывает на них. Спрашивает, хочет ли он сделать новую лодочку, лучше? В случае отрицательного от- вета педагог не настаивает на этом. Оценка выполнения аппликации. При оценке учитывается: а) способ выполнения ребенком задания (задание выполняет на основе первоначального обдумывания, планирования раз- мещения геометрических фигур или без планирования, мето- дом проб и ошибок); б) рациональность размещения фигур; в) критичность в оценке выполненого задания; г) желание, готовность исправить допущенные ошибки и са- мостоятельно; д) темп деятельности при выполнении задания. 1-й уровень - фигуры выполнены правильно и быстро (уче- ник мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение). 2-й уровень - контур заполнен правильно, но ученик рабо- тал путем проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в процессе работы сам корректировал. 3-й уровень - только часть контура заполнена правильно, некоторые фигуры выходят за его очертания; при оценке работы ошибок не замечает, но когда учитель обращает на них внима- ние, готов их исправить. 4-й уровень - контур заполнен хаотично, большинство гео- метрических фигур выходят за его очертания, ошибки не замеча- ются, желания сделать лучше при указании на них нет. Задание 2 - продолжение орнамента. Назначение задания - установить способность ребенка к анализу и синтезу зрительно-воспринимаемой и индивидуально предьявленной информации, осознанию закономерностей, к удер- живнию ученой задачи и ее условий в процессе деятельности, восприимчивость к помощи. Организация работы. Для работы заранее на отдельных кар- точках готовятся варианты орнамента. Орнамент-образец выполняется цветными фломастерами (на представленном рисунке цвет конкретной фигуры обозначен бук- вами). Для удобства в работе карточка, на которой нарисован орнамент, наклеивается на прямоугольный конверт. В конверт для каждого нового ученика всиавляется лист, на котором и вы- полняется задание.Варианты задания предьявляются последова- тельно - от первого, наиболее сложного, к третьему, смому простому. Если ребенок справляется с первым варианто, предь- являть следующие варианты нет необходимости. Второй и третий варианты задания предьявляются только в тех случаях, когда ребенок не справляется с предыдущем7 Они уже в своем содержа- нии имеют последовательно возрастающие элементы помощи ребен- ку (или делая более яркими, броскими тонкие различия в вели- чине фигур - второй вариант орнамента, или снимая их вовсе). Инструкция: " Рассмотри внимательно орнамент и продолжи его". Оценка выполнения задания: При оценке учитывается только правильность воспроизведения заданных в образце последова- тельных различий между составляющими орнамент фигурами (раз- личия в величине, форме, цвете фигур). 1-й уровень - правильно выполняется 1 вариант задания. 2-й уровень - правильно выполняется 2-ой вариант задания. 3-й уровень - ребенок смог правильно выполнить лишь тре- тий вариант задания. 4-й уровень - даже третий вариант задания ребенок пра- вильно выполнить не смог. Задание 3 - классификационный анализ сюжетной картинки. Назначение задания: определить уровень развития аналити- косинтетических способностей ребенка, его умение анализиро- вать, обобщать, классифицировать наглядно воспринимаемую ин- формацию: находить общие и отличительные признаки изображен- ных предметов, осозновать основания различий, классифициро- вать эти предметы с опорой на существенные признаки. Организация работы. В задании используется любая сюжет- ная картинка. Это может быть городской, сельский пейзаж, осо- бенности жизнедеятельности людей и проч. Важно, чтобы в кар- тине было много разнообразных обьектов (например, дома, люди, животные, техника, растительность и т.д.). Задание состоит из двух частей: первая - обучающая, вве- дение в экспериментальную ситуацию, вторая - выполнение зада- ния. В случае затрудненийй ребенку оказывается помощь. В первой части - обучающей - ребенок учится выполнять классификацию известных ему реальных предметов. При этом учи- тель его подводит к пониманию того, что сходные предметы мож- но назвать одним обобщающим словом. Выполняются несколько уп- ражнений с привлечением ряда обобщающих понятий, например, таких, как "мебель", "учебные вещи", "посуда". К выполнению второй части задания можно переходить, если педагог убедился, что ребенок понял, что от негго требуется. Инструкция ко второй, основной части задания: "Рассмот- ри картинку внимательно и назови предметы,которые можно обь- единить в одну группу. Дай общее название этой группе предме- тов, как мы сейчас делали". Оценка классификационного анализа: 1-й уровень - дети легко выделяют отдельные предметы,опи- раясь на их общие, существенные признаки и дают этой группе обобщенное в понятии название: "растения", "транспорт", "люди", "домашние животные" и проч. 2-й уровень - дети выделяют предметы в группу правильно, однако, обобщенное понятие в основном дается по функциональному признаку:"что носят", "что едят", "что движется", или ребенок затрудняется дать общее название. На оказываемую помощь легко откликается. 3-й уровень - разные предметы обьединяются детьми по ситу- ативному признаку (людей обьединяют с домом - "они здесь живут", животных обьединяют с растительностью -"они это любят"),направ- ляющая, обучающая воспринимается с трудом. 4-й уровень - дети при классификации обьединяют разные пред- меты по несуществуемому признаку (цвету, величине) или называют отдельные предметы без какой-либо группировки. Задание 4 - повторение ребенком прохлопанного ритма. Назначение задания: выявить уровень звуковой дифференци- ации на несловесном материале, умение устанавливать временные отношения в заданной группе звуков. Организация работы: предлагаются последовательно 3 рит- ма, состоящие из 5 хлопков в любом их сочетании. Ребенок пов- торяет ритм после каждого прохлопывания экспериментатором. Инструкция: "Я сейчас прохлопая ритм, а ты его после ме- ня повтори точно так же". Оценка повторения ритма: 1-й уровень - повторил точно все три ритма. 2-й уровень - повторил точно два ритма. 3-й уровень - повторил один ритм. 4-й уровень - не повторил ни одного ритма. Задание 5 - последовательное называние ("чтение") цвет- ных кружков. Назначение задания: выявить готовность к обучению, чте- нию (способность глаза следовать по упорядочному ряду знаков и умение ребенка без ошибок этот ряд называть). организация работы. Для работы готовится карточка. На одной стороне ее нарисовано 4 строки цветных кружков по 10 кружков в аждой строке. На другой стороне карточки одна строка цветных кружков (образец): к р з з к о р ж с г. Задание состоит из двух частей: 1 - обучающая, 2- основ- ное задание. Инструкция. Вначале: разбирается образец:"Посмотри, здесь нарисованы цветные кружки. Назови их подряд по цвету: красный, зеленый, зеленый, коричневый. Называй сам дальше". Ребенок: "Желтый кружок". Учитель: "Нет, ты называй только цвет. Слово "кружок" говорить не надо". После того как усвоен способ называния кружков и выяснено, что ребенок знает назва- ния предлагаемых ему цветов, можно переходить к выполнению основного задания: "Теперь так же назови все цветные кружки, нарисованные на этом листочке. Называй их подряд по строч- кам". Учитель рукой показывает направление "чтения" - слева направо, от первой строки к четвертой. Оценка правильности "чтения" цветных кружочков: 1-й уровень - "прочитано" без ошибок; 2-й уровень - "прочитано" с одной ошибкой; 3 - 4 уровни - допущено более одной ошибки. 3 и 4 уровни выполнения задания свидетельствуют о воз- можных потенциальных трудностях ребенка при овладении навыком чтения. Задание 6 - упорядочнение. Назначение задания: выявить уровень начальных математи- ческих представлений детей: о счете предметов и соотношении между числами, сформированность представления об упорядочности. Организация работы. Заранее готовятся карточные круги диаметром 5 см с точками. Круги расположены перед ребенком в беспорядке. Инструкция: "Внимательно рассмотри эти круги. В одних кругах точек мало, в других много. Сейчас круги располложены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки". Оценка задания на упорядочение. 1-й уровень - задание выполнено полностью,верно,порядок определен правильно. 2-й уровень - в выстроенной последовательности кругов до- пущены 1-2 ошибки. 3-й уровень - в расположении кругов допущены 3-4 ошибки. 4-й уровень - допущено более 5 ошибок. Задание 7 - выявление сформированности начальных геомет- рических представлений, представлений о составе числа. Организация работы. Выставляется 7 любых предметов или их изображений так, чтобы их было хорошо видно (предметы мо- гут быть как одинаковыми, так и разные). Для выполнения зада- ния детям необходим лист бумаги и карандаш. Задание состоит из нескольких частей. Они предлагаются последовательно. Инструкция: а) "Нарисуйте на листках столько же кружков, сколько на доске предметов; б) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов; в) нарисуйте треугольников на два меньше, чем кругов; г) закрасьте пятый круг. Оценка уровня первоначальных математических представле- ний (оценивается качество выполнения всех подзаданий в совокупности): 1-й уровень - задание выполнено полностью верно. 2-й уровень - допущены 1-2 ошибки. 3-й уровень - допущены 3-4 ошибки. 4-й уровень - при выполнении задания допущено более пяти ошибок. В случаях, когда ребенок во время индивидуального собе- седования и выполнения предложенных заданий показывает очень низкие результаты, возникает необходимость получения дополни- тельной информации о его готовности к школе, обучаемости, его потенциальных учебных возможностях. Целесообразно провести для этого еще встречу с ребенком в другое время, чтобы снять возможные сомнения в том, что низкие результаты оказались случайностью, были обусловлены плохим самочувствием, настроением ребенка. Для дополнительного изучения ребенка рекомендуется ис- пользовать еще одно задание - задание 8. Задание 8 - описание картинки с нелепыми ситауциями - "нелепицы".Задания такого рода часто печатаются в детски жур- налах. Назначение задания - выявление детей с выраженными нару- шениями позновательной деятельности. Организация работы - для работы заранее готовится кар- тинка. Инструкция. Ученику предлагается внимательно рассмотреть картинку. Через 30 сек. педагог спрашивает "Рассмотрел?". Ес- ли ответ отрицательный или неопределенный, дает еще время. Если утвердительный, предлагает рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь: 1) стимулирующая. Педагог помогает ученику начать отве- чать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ре- бенка, показывает свое положительное отношение к его высказы- ваниям, задает побуждающие к ответу вопросы:" Понравилась те- бе картинка?", "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правиль- но думаешь"; 2) направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно,чтобы вызвать активность ребенка, задаются пря- мые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?"; 3) обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что здесь нарисовано", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть что-нибудь необычное?". Оценка выполнения задания. При оценке учитываются: а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отно- шение к ней, самостоятельность; б) понимание и оценка ситуации в целом; в) планомерность описания кртинки; г) характер словесных высказываний. 1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Пра- вильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все пере- путано", "Путаница какая-то". Доказывает сделаное обобщение в определенном порядке (сверху вниз или слева напрово). В рабо- те сосредоточе, самостоятлен. Высказывания емки и содержа- тельны. 2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты вычленяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал глаз. Ребенок часто затрудняется в поисках нужных слов. 3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ре- бенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать,требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать. 4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов. Дети, которые, на низком уровне выполнив задания 1 - 7 (средний балл 3, 14), показали 3-4-й уровень и при выполнении задания 8, должны насторожить педагога.
|