Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 13:38

Сайт школьного психолога

Категории раздела
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Адаптация первоклассников » Для учителей [ Добавить статью ]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Задание 1 - "изготовление аппликации".

Назначение задания: диагностика умений детей анализиро-

вать условия предьявленной в данном случае, практического ха-

рактера: планировать ход ее решения, выбирать адекватные дей-

ствия, критически оценивать полученный результат.

Организация работы. Ученику дают белый лист бумаги с

изображением контура лодочки с парусом и цветные геометричес-

кие фигуры (4 квадрата - 2 см х 2 см., 4 прямоугольных равно-

бедренных треугольника с катетом в 2 см, все одного цвета).

Работа состоит из двух частей: 1 часть - выполнение за-

дания, II часть - оценка учеником выполненого задания и, в

случае необходимости, переделка работы - изготовление новой

апликации.

Инструкция к I части работы: "Перед тобой контур како-

го-то предмета. Как ты думаешь, что это такое ?". Ребенок:

"Лодочка". "Надо эту лодочку раскрасить, но не карандашом, а

с помощью этих (показывает) геометрических фигур. Фигуры надо

уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы

изображения".

Инструкция ко II части работы: "Посмотри внимательно на

свою лодочку. Нравиться она тебе? Красивая получилась? Все ли

ты сделал правильно?". Если ученик сам незамечает допущенных

ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за очерта-

ние контура), учитель указывает на них. Спрашивает, хочет ли

он сделать новую лодочку, лучше? В случае отрицательного от-

вета педагог не настаивает на этом.

Оценка выполнения аппликации.

При оценке учитывается:

а) способ выполнения ребенком задания (задание выполняет

на основе первоначального обдумывания, планирования раз-

мещения геометрических фигур или без планирования, мето-

дом проб и ошибок);

б) рациональность размещения фигур;

в) критичность в оценке выполненого задания;

г) желание, готовность исправить допущенные ошибки и са-

мостоятельно;

д) темп деятельности при выполнении задания.

1-й уровень - фигуры выполнены правильно и быстро (уче-

ник мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение).

2-й уровень - контур заполнен правильно, но ученик рабо-

тал путем проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в

процессе работы сам корректировал.

3-й уровень - только часть контура заполнена правильно,

некоторые фигуры выходят за его очертания; при оценке работы

ошибок не замечает, но когда учитель обращает на них внима-

ние, готов их исправить.

4-й уровень - контур заполнен хаотично, большинство гео-

метрических фигур выходят за его очертания, ошибки не замеча-

ются, желания сделать лучше при указании на них нет.

Задание 2 - продолжение орнамента.

Назначение задания - установить способность ребенка к

анализу и синтезу зрительно-воспринимаемой и индивидуально

предьявленной информации, осознанию закономерностей, к удер-

живнию ученой задачи и ее условий в процессе деятельности,

восприимчивость к помощи.

Организация работы. Для работы заранее на отдельных кар-

точках готовятся варианты орнамента.

Орнамент-образец выполняется цветными фломастерами (на

представленном рисунке цвет конкретной фигуры обозначен бук-

вами). Для удобства в работе карточка, на которой нарисован

орнамент, наклеивается на прямоугольный конверт. В конверт

для каждого нового ученика всиавляется лист, на котором и вы-

полняется задание.Варианты задания предьявляются последова-

тельно - от первого, наиболее сложного, к третьему, смому

простому. Если ребенок справляется с первым варианто, предь-

являть следующие варианты нет необходимости. Второй и третий

варианты задания предьявляются только в тех случаях, когда

ребенок не справляется с предыдущем7 Они уже в своем содержа-

нии имеют последовательно возрастающие элементы помощи ребен-

ку (или делая более яркими, броскими тонкие различия в вели-

чине фигур - второй вариант орнамента, или снимая их вовсе).

Инструкция: " Рассмотри внимательно орнамент и продолжи

его".

Оценка выполнения задания: При оценке учитывается только

правильность воспроизведения заданных в образце последова-

тельных различий между составляющими орнамент фигурами (раз-

личия в величине, форме, цвете фигур).

1-й уровень - правильно выполняется 1 вариант задания.

2-й уровень - правильно выполняется 2-ой вариант задания.

3-й уровень - ребенок смог правильно выполнить лишь тре-

тий вариант задания.

4-й уровень - даже третий вариант задания ребенок пра-

вильно выполнить не смог. 
Задание 3 - классификационный анализ сюжетной картинки.

Назначение задания: определить уровень развития аналити-

косинтетических способностей ребенка, его умение анализиро-

вать, обобщать, классифицировать наглядно воспринимаемую ин-

формацию: находить общие и отличительные признаки изображен-

ных предметов, осозновать основания различий, классифициро-

вать эти предметы с опорой на существенные признаки.

Организация работы. В задании используется любая сюжет-

ная картинка. Это может быть городской, сельский пейзаж, осо-

бенности жизнедеятельности людей и проч. Важно, чтобы в кар-

тине было много разнообразных обьектов (например, дома, люди,

животные, техника, растительность и т.д.).

Задание состоит из двух частей: первая - обучающая, вве-

дение в экспериментальную ситуацию, вторая - выполнение зада-

ния. В случае затрудненийй ребенку оказывается помощь.

В первой части - обучающей - ребенок учится выполнять

классификацию известных ему реальных предметов. При этом учи-

тель его подводит к пониманию того, что сходные предметы мож-

но назвать одним обобщающим словом. Выполняются несколько уп-

ражнений с привлечением ряда обобщающих понятий, например,

таких, как "мебель", "учебные вещи", "посуда". К выполнению

второй части задания можно переходить, если педагог убедился,

что ребенок понял, что от негго требуется.

Инструкция ко второй, основной части задания: "Рассмот-

ри картинку внимательно и назови предметы,которые можно обь-

единить в одну группу. Дай общее название этой группе предме-

тов, как мы сейчас делали".

Оценка классификационного анализа:

1-й уровень - дети легко выделяют отдельные предметы,опи-

раясь на их общие, существенные признаки и дают этой группе

обобщенное в понятии название: "растения", "транспорт", "люди",

"домашние животные" и проч.

2-й уровень - дети выделяют предметы в группу правильно,

однако, обобщенное понятие в основном дается по функциональному

признаку:"что носят", "что едят", "что движется", или ребенок

затрудняется дать общее название. На оказываемую помощь легко

откликается.

3-й уровень - разные предметы обьединяются детьми по ситу-

ативному признаку (людей обьединяют с домом - "они здесь живут",

животных обьединяют с растительностью -"они это любят"),направ-

ляющая, обучающая воспринимается с трудом.

4-й уровень - дети при классификации обьединяют разные пред-

меты по несуществуемому признаку (цвету, величине) или называют

отдельные предметы без какой-либо группировки.

Задание 4 - повторение ребенком прохлопанного ритма.

Назначение задания: выявить уровень звуковой дифференци-

ации на несловесном материале, умение устанавливать временные

отношения в заданной группе звуков.

Организация работы: предлагаются последовательно 3 рит-

ма, состоящие из 5 хлопков в любом их сочетании. Ребенок пов-

торяет ритм после каждого прохлопывания экспериментатором.

Инструкция: "Я сейчас прохлопая ритм, а ты его после ме-

ня повтори точно так же".

Оценка повторения ритма:

1-й уровень - повторил точно все три ритма.

2-й уровень - повторил точно два ритма.

3-й уровень - повторил один ритм.

4-й уровень - не повторил ни одного ритма.

Задание 5 - последовательное называние ("чтение") цвет-

ных кружков.

Назначение задания: выявить готовность к обучению, чте-

нию (способность глаза следовать по упорядочному ряду знаков

и умение ребенка без ошибок этот ряд называть).

организация работы. Для работы готовится карточка. На

одной стороне ее нарисовано 4 строки цветных кружков по 10

кружков в аждой строке.

На другой стороне карточки одна строка цветных кружков

(образец): к р з з к о р ж с г.

Задание состоит из двух частей: 1 - обучающая, 2- основ-

ное задание.

Инструкция. Вначале: разбирается образец:"Посмотри,

здесь нарисованы цветные кружки. Назови их подряд по цвету:

красный, зеленый, зеленый, коричневый. Называй сам дальше".

Ребенок: "Желтый кружок". Учитель: "Нет, ты называй только

цвет. Слово "кружок" говорить не надо". После того как усвоен

способ называния кружков и выяснено, что ребенок знает назва-

ния предлагаемых ему цветов, можно переходить к выполнению

основного задания: "Теперь так же назови все цветные кружки,

нарисованные на этом листочке. Называй их подряд по строч-

кам". Учитель рукой показывает направление "чтения" - слева

направо, от первой строки к четвертой.

Оценка правильности "чтения" цветных кружочков:

1-й уровень - "прочитано" без ошибок;

2-й уровень - "прочитано" с одной ошибкой;

3 - 4 уровни - допущено более одной ошибки.

3 и 4 уровни выполнения задания свидетельствуют о воз-

можных потенциальных трудностях ребенка при овладении навыком

чтения.

Задание 6 - упорядочнение.

Назначение задания: выявить уровень начальных математи-

ческих представлений детей: о счете предметов и соотношении

между числами, сформированность представления об упорядочности.

Организация работы. Заранее готовятся карточные круги

диаметром 5 см с точками.

Круги расположены перед ребенком в беспорядке.

Инструкция: "Внимательно рассмотри эти круги. В одних

кругах точек мало, в других много. Сейчас круги располложены

в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку.

Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на

кругах есть точки".

Оценка задания на упорядочение.

1-й уровень - задание выполнено полностью,верно,порядок

определен правильно.

2-й уровень - в выстроенной последовательности кругов до-

пущены 1-2 ошибки. 
3-й уровень - в расположении кругов допущены 3-4 ошибки.

4-й уровень - допущено более 5 ошибок.

Задание 7 - выявление сформированности начальных геомет-

рических представлений, представлений о составе числа.

Организация работы. Выставляется 7 любых предметов или

их изображений так, чтобы их было хорошо видно (предметы мо-

гут быть как одинаковыми, так и разные). Для выполнения зада-

ния детям необходим лист бумаги и карандаш. Задание состоит

из нескольких частей. Они предлагаются последовательно.

Инструкция:

а) "Нарисуйте на листках столько же кружков, сколько на

доске предметов;

б) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов;

в) нарисуйте треугольников на два меньше, чем кругов;

г) закрасьте пятый круг.

Оценка уровня первоначальных математических представле-

ний (оценивается качество выполнения всех подзаданий в

совокупности):

1-й уровень - задание выполнено полностью верно.

2-й уровень - допущены 1-2 ошибки.

3-й уровень - допущены 3-4 ошибки.

4-й уровень - при выполнении задания допущено более пяти

ошибок.

В случаях, когда ребенок во время индивидуального собе-

седования и выполнения предложенных заданий показывает очень

низкие результаты, возникает необходимость получения дополни-

тельной информации о его готовности к школе, обучаемости, его

потенциальных учебных возможностях.

Целесообразно провести для этого еще встречу с ребенком

в другое время, чтобы снять возможные сомнения в том, что

низкие результаты оказались случайностью, были обусловлены

плохим самочувствием, настроением ребенка.

Для дополнительного изучения ребенка рекомендуется ис-

пользовать еще одно задание - задание 8.

Задание 8 - описание картинки с нелепыми ситауциями -

"нелепицы".Задания такого рода часто печатаются в детски жур-

налах.

Назначение задания - выявление детей с выраженными нару-

шениями позновательной деятельности.

Организация работы - для работы заранее готовится кар-

тинка.

Инструкция. Ученику предлагается внимательно рассмотреть

картинку. Через 30 сек. педагог спрашивает "Рассмотрел?". Ес-

ли ответ отрицательный или неопределенный, дает еще время.

Если утвердительный, предлагает рассказать, что нарисовано на

картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

1) стимулирующая. Педагог помогает ученику начать отве-

чать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ре-

бенка, показывает свое положительное отношение к его высказы-

ваниям, задает побуждающие к ответу вопросы:" Понравилась те-

бе картинка?", "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правиль-

но думаешь";

2) направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается

недостаточно,чтобы вызвать активность ребенка, задаются пря-

мые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?";

3) обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то

фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что

здесь нарисовано", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не

кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть

что-нибудь необычное?".

Оценка выполнения задания.

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отно-

шение к ней, самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания кртинки;

г) характер словесных высказываний.

1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Пра-

вильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все пере-

путано", "Путаница какая-то". Доказывает сделаное обобщение в

определенном порядке (сверху вниз или слева напрово). В рабо-

те сосредоточе, самостоятлен. Высказывания емки и содержа-

тельны.

2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень

организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В

ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При

описании картинки фрагменты вычленяются хаотично, случайно.

Описывается то, на что упал глаз. Ребенок часто затрудняется

в поисках нужных слов.

3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ре-

бенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке.

Чтобы ученик начал отвечать,требуется направляющее участие

педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется

при описании, оценке других фрагментов, но работа идет вяло.

Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова

вытягивать.

4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не

может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец

анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести

его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

Дети, которые, на низком уровне выполнив задания 1 - 7

(средний балл 3, 14), показали 3-4-й уровень и при выполнении

задания 8, должны насторожить педагога.



Источникhttp://azps.ru/articles/pedag.html

Категория: Для учителей | Добавил: Galina_zhdanko (13.02.2013)
Просмотров: 2908 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
...
Block title

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz